Работать с людьми - это самое сложное. Ну, по крайней мере, для меня.

Стараться оберегать их от проблем, которые их не касаются. Фильтровать внешние воздействия. Быть "отцом солдатам", как рекомендует Р. Гандапас, и в то же время не дать возможность "пересаживать обезьяну" себе на плечи каждый раз, когда возникает проблема...

Поощрять инициативность, самостоятельность, но не давать всему этому переходить в самоуправство и раздолбайство.

В моих командах всегда очень много профессионалов своего дела. В своих сферах они всегда на 200% разбирались лучше меня - умные и самодостаточные сотрудники.  Поэтому "включать начальника" чаще всего не получалось. Приходилось искать решения и вырабатывать линии поведения - потеря человека на проекте - это всегда лишний головняк, который никому не нужен.

Ниже несколько моих правил-принципов, наработанных опытным путем.

Увольнение.

К сожалению, за свою карьеру мне приходилось увольнять людей. Не так уж и часто, но для меня каждый раз это очень сложно. Сложно, когда увольняешь ты, а не к тебе пришли увольняться. Сложно принять решение. Что все, этот человек уже не будет в твоей команде. И сложно затем общаться и доносить все это. Всегда делаю это сам, ни разу не делал это через эйчаров, своих замов и пр...

Принять решение поможет принцип " двух нет". Не скажу, что принцип прям на 100% панацея, но очень часто он позволяет склонить чашу весов в ту или иную сторону, в случае сомнений.

Все очень просто - если сомневаешься увольнять или не увольнять сотрудника, нужно просто задать себе 2 вопроса:

1. Принял бы я на работу этого человека еще раз, если бы он ко мне сейчас вот собеседовался?

2. Если он сейчас сам уйдет, буду ли я жалеть?

Если оба ответа на вопрос твердое "нет" - с сотрудником можно расставаться.

 

Обратная связь.
Ну, а увольнять проще, если ты доносишь регулярно обратную связь, а не тупо копишь все залеты в себе. Да не только увольнять, а вообще правильно взаимодействовать. Заведи себе папочку, табличку Эксель, Вордовский файлик..., да что угодно - хоть карту ментальную и заноси туда все достижения и факапы. Это нормально. Это не жлобство и не злопамятство. Это твоя таблица, с которой ты сверишься в случае, когда нужно понять:

  • кого нужно отправить на повышение;
  • кому нужно какие курсы развития в т.ч. коммуникаций, целеполагания;
  • кто получит повышение, премию;
  • кто премии лишится и за что;
  • что, какие слабые стороны и залеты нужно донести до сотрудника;

Просто память - она имеет свойство забывать плохое, а многие достижения, которыми ты доволен сейчас, через месяц уже не кажутся такими уж выдающимися - новые проблемы актуальны и хочется новых "подвигов".

 

Общение.

Никогда не позволяй себе крик. Это показывает твое бессилие.

Принятие решения - всегда за тобой. Но использовать именно этот аргумент в беседе с подчиненными нужно в последнюю очередь. Ибо проблемы потом не только тебе решать, но и им.

Никогда не позволяй себе ругать кого-то при всех. Встречи один на один - единственный способ донести отрицательную обратную связь конструктивно.

А вот хвалить при всех можно. 

 

Эмоции.

Просто помни, что если тебе сегодня херово - это не повод сделать херово всем.

Команда должна от тебя заряжаться уверенностью, позитивом, а не всякой фигней.

Ты же понимаешь, что если ты сегодня решишь вывалить на команду свои проблемы, например, расскажешь им какой у тебя шеф мудак, дал тебе непонятное задание, то:

  • на завтра ты с собой и ситуацией справишься;
  • а на то, чтобы вернуть мотивацию команде придется потратить много времени.

Поэтому - держи эмоции при себе. Да, это сложно. Но нужно пробовать.

Кстати, отлично помогает следующий прием: все общение в состоянии когда ты разгневан, возбужден, тебя "бомбит" лучше перенести на следующий день. Остыть.

Написал гневное письмо раздолбаям из соседнего департамента или поставщикам? Сохрани его в черновики до завтра. Перечитаешь утром.

Есть желание выписать аналитику, который нафакапил? Займись решением проблемы. А с человеком поговоришь завтра.

Это дает возможность не наделать глупостей.

 

Целеполагание

Ставь четкие цели и задачи  перед подчиненными.  Хорошо, если ты сам понимаешь чего хочешь. А люди мысли не читают. Они далеко не всегда способны сами правильно определять приоритеты. Оставив их в "свободном плавании", без четких целей и понятных KPI, будь готов, что результаты их работы не совпадут с твоими ожиданиями. И винить потом можно только себя.