И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья

В. Высоцкий

Хотел бы рассказать об одном случае...

Компания объявила тендер на информационную систему. Встречи с потенциальными поставщиками. Презентации, коммерческие предложения. Претендентов было много и через какое-то время мы просто перестали их различать. Все было как-то однообразно, было чужим для нас.

Претенденты тоже это понимали и старались выделиться.

Интересно было наблюдать реакцию коллег на те или иные способы захвата внимания. Хорошие презентации, ораторские способности докладчика лишь на время пробуждали интерес. И при показе экранных форм очередной системы коллегам (да и мне) опять становилось не интересно. Внимание разбивалось об абстрактные "Продукт 1", "Контрагент 1".

Однако один из претендентов смог держать внимание аудитории все время выступления.

Все очень просто.

Он взял с нашего сайта наш логотип. И его презентация начиналась не с лого его компании, а с нашего.

Он связался с нами немного заранее и попросил пример наших СКЮ. Пару десятков. Именно в том виде, в которой они были в нашей системе. И примеры процессов показывал не на условных "Продукт 1", "Продукт 2", а на том, к чему все привыкли. И в процессе обсуждения он старался сразу перенимать наши термины, жаргонизмы. Складывалось впечатление, что мы говорим с человеком, который имеет глубокие знания в нашей предметной области.

Кроме того, во вреям презентации он все время пытался узнать наши проблемы и предложить нам решение. Не продемонстрировать по максимуму весь функционал системы во чтоб это ни стало (а вот, смотрите, есть еще вот такая функция). А предложить решение. 

Таким способом он сумел стать "своим" для нас с первых минут встречи: знает используемые нами внутренние термины, понимает проблемы, предлагает решение.

Он стал одним из нас, а не человеком "с улицы", который хочет вам что-то продать.

Это был высший пилотаж.

То, как здорово была проведена презентация, я с удовольствием вспоминаю до сих пор, как пример профессионализма.